—  Калужский свадебный портал

Перед венцом

Неравный брак! Сколько горя и глубоких трагедий породили они в прошедшие времена! Неслучайно эта тема прошла через все русское искусство.  Картина «Перед венцом», написанная Фирсом Журавлевым в 1874 году, принесла художнику звание академика и широкую известность.

На долю этого живописца не выпало громкой славы, но непризнанным или забытым его назвать нельзя: Фирс Журавлев был в числе тех художников, кто своим творчеством формировал характер  и особенности русской жанровой живописи 1860-1870-х годов.

Фирс Сергеевич Журавлев родился в 1836 году в Саратове в семье портного. Отец хотел видеть сына своим преемником, поэтому до 19 лет будущий художник занимался портновским ремеслом. Неизвестно, как пробудился в юноше интерес к искусству, но в 1855 году он оказался в Петербурге и поступил в Академию художеств вольнослушателем. Период обучения  ознаменовался  первыми профессиональными успехами: его этюды и законченные композиции были отмечены медалями разного достоинства. В Академии Журавлев познакомился и подружился с И. Н. Крамским, и вместе с ним в ноябре 1863 года стал участником знаменитого «бунта»: 14 учеников подали прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Получив отказ, протестанты демонстративно покинули стены Академии художеств. Они образовали Артель — первое в России независимое от Академии объединение художников, членом-учредителем которой являлся и Журавлев. Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.  Со второй половины 1860-х годов Журавлев стал популярным для своего времени живописцем.

В соответствии с передовыми идеалами своего времени, художник посвятил свое творчество изображению «униженных и оскорбленных», отдавая предпочтение темам горькой женской судьбы и обездоленного детства.

В 1874 году Ф. С. Журавлев создает картину «Перед венцом». Публика восторженно отнеслась к этому произведению. Успех  картины, которая принесла автору звание академика,  побудил художника написать ряд ее вариантов.

Широко известны два варианта этой картины. В первом варианте невеста измучена и в отчаянии от предстоящего брака. На шум сбегаются люди. Дрожит в руках внешне спокойного отца икона, которой он собрался благословлять молодых. Ведь завтра все узнают о скандале в его доме. Здесь художник нарочно заостряет внимание на многолюдности сцены.

Во втором варианте, более сдержанном в колористическом и композиционном планах, сокращено количество действующих лиц. Образ отца стал более суровым и непреклонным. Это – «Брак по приказу» (неслучайно картина имела и такое название).

Журавлев не раз обращается к теме насилия над женскими судьбами, в том числе со стороны любящих родителей. В 1880 году он исполнил картину «Неравный брак», словно завершающую эту тему.  Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление жизни. Что же заставило послушную купеческую дочку противиться воле родителей? Может быть, её жених стар и некрасив?  А может, она любит другого, за кого отец никогда не разрешит выйти замуж?  На картине нет ответа на эти вопросы, и остаётся только догадываться, почему так горько плачет девушка в подвенечном  платье.

Комментарии

Нет комментариев

Будь первым, напиши что думаешь об этом!

Ник:

Е-мейл:

Адрес сайта:

Ваше мнение:

Оставить свое мнение